суббота, 10 марта 2012 г.

21-22 января 2012
Рио-де-Жанейро, Бразилия
                           


R.R.R*

***
Итак, все налаживается: теперь живем в кобертуре на самой границе Copacabana и Ipanema - прекрасное расположение. Отсюда до школы 15 минут ходьбы, а не как у многих наших одноклассников 40 минут на автобусе, и потом ещё 20 пешком, потому что не смогли объяснить водителю, где именно нужно было остановить. Погода в Рио установилась комфортная - +27-30С, периодически остужаемая проливными дождями. Кстати, дословно, Рио-де-Жанейро переводится именно как "январская река", по причине как раз того, что на январь выпадает наибольшее количество осадков: таких освежающих и совершенно уместных.

О том как мы заселились, об особенностях быта в типичной бразильской семье, а так же обо всех ее членах я напишу, скорее всего, уже в следующем посте, сейчас же - мы готовимся к вечеринке.


Вчера было 20 января - день Святого Себастьяна (São Sebastião) покровителя Рио, объявленный выходным днем в Рио-де-Жанейро, хотя празднуется католиками по всему миру. У нас в этом городе свой покровитель - Луиз, он и предложил сходить сегодня на вечеринку самбы на которой должны были быть только свои, море позитива, национальная музыка и танцы, много загорелых девчонок в коротких платьях и не дорогого пива - мы согласились ещё после самбы.
menina no traje do anjo no dia do São Sebastião (AP Photo/Eraldo Peres)
Договорились встретиться возле станции метро Cardeal Arco Verde ровно в 9 pm. Прибили на место с запасом аж в 10 минут, Луис и Масато с опозданием минут в 40: итого 50 минут ожидания - это кстати, нормальное вполне отклонение от оговоренного времени для любого бразильца, они не очень то обременяют себя беспокойствами по поводу прихода вовремя, имейте это ввиду. Приход во время не распространяется даже на деловые встречи, поэтому если Вам важно увидеться с кем-то в какое-то конкретное время, сделайте акцент на этом: "не в 11 утра, плюс ещё час-полтора, а именно в 11.00!"


Кстати, чуть не упустил момент рассказать о Масато - это сожитель Луиза, японец по национальности: не притворяющийся им якут, кореец или монгол, как те, что работают в российских суши-барах, а настоящий живой японец, путешествующий по Бразилии со своими друзьями. Он не первый раз тут, хотя совсем не говорит по-португальски, увлекается серфингом и готовит настоящую японскую еду. Очень интересное должно быть знакомство.


"Я куплю тебе часы на день рождения," - закричал я, завидев их, вальяжно шагающих к станции. Он пожал плечами, как бы не понимая о чем идет речь, ну это то о чем я собственно и говорю. А вот Масато уже в живую: невысокого роста в рваных джинсах и белой майке с красочным принтом, на голове  черная скейтерская кепка из под которой торчали длинный черные волосы с рыжими не то выгоревшими, не то крашенными концами, а руки украшали торчащие из рукава вытатуированные крупноперые крылья.


"Простите ребята, сегодня не будет вечеринки в стиле самба," - не плохое начало после почти часового опоздания: "мне позвонил друг и сказал, что самба отменяется и он едет на закрытую 'reggae party' в Centro, начало в полночь". Тогда для меня уже не имело значения, что это будет за вечеринка - я не был на подобных мероприятиях лет уже на верное 7, последний раз на 1 курсе университета. Итак, решили прежде поехать в Lapa и выпить немного, а потом, прямо оттуда двинуть на звук и запах, доносящиеся из захваченного растаманами Centro.


Сначала спускаемся в метро, откуда короткий трансфер до уже знакомой станции Cinelândia, потом идем пешком до Lapa. Тут совершенно отличная от той, что мы видели днем обстановка: из баров, кафе и ресторанов громко играет музыка, которая перебивается барабанными ритмами уличных оркестров, вокруг танцуют дамы, за которыми присматривают сидящие за столиками пьяные и довольные кавалеры. А те серые обшарпанные фасады старых колониальных домов светятся огнями и пестрят красками, те фавелы, что ютятся на фоне, погрузились в темноту, будто затаились, чтобы потом позавтракать каким-нибудь загулявшим гринго, которые один за один выскакивали из желтопузых такси и словно мотыльки летели на яркий свет ночи выходного дня.
Lapa da noite. Luiz Ricardo Duarte's photo 

Прежде чем занять столик, нам предстояло дождаться когда его освободят. Луиз высмотрел один на самом краю, там где плотным потоком проходят мимо люди, однако другого не было, а это лучше чем ждать, как ни крути. Посмотрев в меню, а потом вокруг по сторонам, мне захотелось, чтобы нам принесли такую же как у многих тут, вертикально вытянутую стеклянную с краником цистерну. "Вот такую нам!" - кричу я официанту. "Вот такую нам!" - переводит ему Луиз. Официант объяснил, что вся, подобного рода, бутафория занята, предложить выбрать, что-нибудь другое. 2 Heinekens для нас с Таррассом и ещё 2 каких-то местных пива для Луиза с Масато, плюс корзину картошки фри для всех нас. Надо отметить, что при такой занятости, парень приставленный принести наш заказ сработал быстро:

Nos estamos na Lapa
- На здоровье! - в голос провозглашаем мы с Таррассом, Луиз вопросительно смотрит на нас.


- Самый популярный тост в России, означает "на здоровье". Чувствуешь абсурдность? Пить алкоголь на здоровье! - объясняем ему мы. И вот уже сам Луиз орет в голос:



- Нья здра-ро-вья!!

Michel Teló na Balada
Было весело и становилось ещё веселее. Мимо нас движется постоянный поток людей, среди которых и представители промоушена различных развлекательных мероприятий Рио, пытающиеся просунуть свои листовки пренебрегая наличием стоящего рядом с нами вышибалы, пресекающего все эти шалости. Но этим он не мог запретить, это святое, это представители штаба Мишеля Тело, местного  Джастина Бибера. Они приглашали всех на его концерт и, в поддержку, раздаривали его диски. Он на сколько популярен тут, что его главный хит Ai Se Eu Te Pego(Nossa)** мы слушали на одном из уроков в школе. Послушайте и вы, по-моему, очень даже свежо и задорно, если не вникать в лирику. А у меня, кстати, теперь есть целый диск его песен.



Время приближалось к полуночи, и мы стали напоминать Луизу про reggae party. Он, ссылаясь на отсутствие сил и  наличие усталости, пытался уговорить нас пойти на вечеринку как-нибудь в следующий раз, но мы были подогреты и настроены для самого необычного кутежа в нашей жизни. Готовые отправиться na balada***, мы просим счет и будим Масато. Луиз поймал такси со словами: "Русские платят!". "Ну и ладно," -  подумал я, перед этим учтиво забрав общую сдачу. Мы доехали минут не более чем за 10.  Мы прошли в какую-то арку и оказались во дворе, между домами разной этажности колониального стиля с маленькими балконами. Подходим к двери одного из таких, Луиз что-то спросил у девушки, окруженной широкоплечими гардами и продававшей в тот вечер билеты.  Потом набрал кого-то по телефону и через минуту к нам выскакивает веселый, уже влившийся в тематику мероприятия  бразилец по имени Вендел. Они кидают пару фраз по-португальски и переключаются на нас, тут выяснилось что мы русские:


- Машинка хорошая, шофер ху**вый! - неожиданно выпалил Вендел.


- Кто тебя научил такому? - в шоке спросили мы.


- А у меня был один знакомый из Словакии, он говорил по- русски.


Это более чем странно: знакомый из Словакии говорящий по- русски, да ещё который учит весьма редким в использовании идиомам. Далее Вендел дал превью к вечеринке: что происходит внутри, сколько людей внутри, что за музыка и как обстановка. В это время мы поняли намерения Луиза все-таки поехать спать, Масато тоже решил ехать с ним, хотя ему было менее принципиально где: он спал в баре, такси и сейчас тоже облокотившись на плечо Луиза.  Таким образом Луиз оставил нас на поруки своего друга, тот в свою очередь обещал присмотреть за нами, перевести если вдруг что-то понадобится, и посадить в такси как только мы решим двинуть домой. Ну хорошо: согласились и мы, и Луиз. Он с Масато теперь могли спокойно возвращаться домой, а мы отдав по R$ 20 за вход, оказались внутри.  Как и было обещано мероприятие для узкого круга людей: всего, включая нас с Иваном, Вендела и его подружку, 2 барменов, 2 администраторов, суши повара, 2 DJs, 3 MCs было человек может 30. Мы уже сидели за столом и слушали как Вендел рассказывал историю о том как он жил в Новой Зеландии, потом вернулся в Рио и продал свой вновь приобретенный навык англо-португальской коммуникации за хорошие деньги. К бару подошел толстый хипстер откуда-то прямиком из 90х в свободно висящей майке с силуэтом конопляного листа на груди, длинных бермудах, больших скейтерских кроссовках, и, в напоминающих велосипедные, спортивных  очках, а вокруг маленького рта плотным кольцом лежат словно нарисованные черные как сажа борода и усы. "Это организатор вечеринки," - представил сорокалетнего юношу Венд. Тот в ответ на наш пристальный на него взгляд помахал рукой, забрал стеклянный стакан со льдом и бутылочку кока-колы, после чего спустился обратно к раскачивающейся немногочисленной публике. "Это все для местных, как правило, один и тот же народ, и все друг друга знают. А устраивать вечеринки подобного формата в этом городе, да ещё и в историческом центре, имеет право только этот парень," - Вендел показал на спускающегося со своей содой главного растамана Рио. Надо признаться он неплохо справился с организацией. У меня возникало ощущения правдоподобности происходящего: тут крепко пахло марихуаной, тут много чернокожих худых ребят и светлокожих девчат с дредлоками и украшениями с афро-ямайской символикой, и, главное, тут неповторимо в своем стиле и своим текстом, на мелодии Боба Марли звучит настоящее кариокское reggae. Сомнительным во всем этом можно признать, разве, что только место - суши бар, оформленный в типичном японском стиле, цветами в горшках, светлым деревом и бамбуком. Из связи с цивилизацией - винтовые лестницами и стеклянные полы. Но, в любом случае, сам бар скорее являл собой chill out, ибо само движение было вылито на террасу. Танцевальная площадка на улице старого Рио между двумя 3 этажными домами колониального стиля с черепичными крышами и маленькими балкончиками, расстояние между ними 2-3 метра, и если постараться можно пожать руку соседу прямо с балкона, а впереди стоял тот самый старый кафедральный собор - неожиданный фьюжн. 


Прежде чем влиться в это "флегматичное" веселье мы решили немного выпить. Схема следующая: вы покупаете жетон и его обмениваете в баре на напиток эквивалентный стоимости жетона - так в Рио борются с коррупцией в развлекательной индустрии. К слову, бутылка  heineken long neck стоит R$ 10, это порядка 6,5 американских долларов. Но у нас ловко удавалось делить такие бутылки на четверых. А, да - на четверых, совсем забыл представить Вам подружку Вендела. Точнее получится даже не представить, а обозначить, поскольку эта милая гарота была настолько скромна, что я едва ли вспомню её имя и, да и не стану ручаться разговаривает ли она вообще. Они вели себя как пара, даже курили в унисон, Вендел бросал фразы типа "это девушка которая изменила мою жизнь, и, скоро, мы заведем третьего малыша". На это мы сидели с вылупленными на них глазами и с трудом сопоставляли видимое со слышимым. Допускаю, что в том была некоторая шутка или ирония, но я не понимал где именно и насколько глубокая.


Но я бы отметил кое-что большее про Вендела. Он хорошо говорит по-английски, что обуславливает сферу его занятости: он администратор-преподаватель в одной из языковых школ. Любит reggae во всех его проявлениях, частый гость на подобных мероприятиях, и только из-за сильной любви к своей подружке завязал с марихуаной и состриг дреды. Он весьма осведомлен о происходящем в мире у него широкий круг друзей и знакомых разных интересов и разного географического положения. Так он шутил про Путина, Дагестан и стереотипы о русских - никогда не слышал ничего подобного от человека другой культуры и ментальности, хотя, в принципе, не очень-то когда либо углублялся в дискуссию с иностранцами о проблемах современной политической системы. 


- Откуда ты все это знаешь? - спросил его я.


- Я смотрю телек, ман.


Вот ещё одна из фраз, им брошенных, и мне запомнившихся: сли бы вы (русские) победили в холодной войне, то сейчас бы мы сидели говорили по-русски," - спорно, но кто знает, а было бы и вправду здорово.

Luiz Ricardo Duarte's photo
Сначала я написал, что "повсюду пахло травкой", теперь думаю что корректнее выразиться все было пропитано этим запахом, отчего все само по себе становилось более располагающим. Вот стоит сам Макс Ромео и на ямайском диалекте португальского и плавном ритме доносит основные жизненные принципы. Вот Эми Уайнхаус стоит с закрытыми глазами и тает под пламенем голоса Макса. Вздрогнув она проснулась и, так уж вышло, что первое она увидела оказался я. "Мне нравится твоя шляпа," - само собой сказала она, после чего немного шатнувшись поплыла в сторону бара. Сейчас мне кажется, что это не обязательно была сама Эми, может просто победитель конкурса двойников, может никого и не было вовсе, и это не имеет значения. Облокотившись на стену я стоял возле главной колонки, разносившей дребезжащие брызгами звуки через мою в голову всем кто стоял рядом, после чего эхом отражались от стен стоящего рядом кафедрального собора вновь возвращались ко мне. Перед глазами кружил хоровод людей разных цветов кожи, разных полов, разных: ярких и тусклых нарядов, единым потоком они отрывались от земли и светящиеся ярким фиолетовым шлейфом уносились ввысь. Стоящие на балконе околдованные ароматами  и распрощавшиеся со сном счастливые обладатели абонементов на все происходящие тут события, махали пролетающим мимо звездолетчикам. Тот особенно впечатлительный юноша даже попытался зацепиться за краешек млечного пути и чуть не выпал с балкона.
Вендел позвал всех вернуться за столик: безучастно и совсем равнодушно к всеобщему процессу слияния галактик. К тому моменту я не ощущал, что был пьян, хотя очевидно был, и ещё до того момента, когда мы вышли на разговор о том, что мы никогда не пробовали кашасу****. "Вы в Бразилии почти 2 недели и не разу не пили кашасу?" - разорвался в негодовании присматривающий за нами товарищ, после чего очумело вскочил из-за стола прямо по направлению к барной стойке. Очевидно, что он хочет разрешить сложившеюся кривду, но тот факт, что он очень долго стоял и говорил с барменом, периодически негативно кивающим головой, наводил на мысль о том, что не факт, что это наше знакомство с бразильскими традициями произойдет непременно сегодня. Венд вернулся триумфально держа в руке 2 пластиковых стакана прозрачной жидкости: "Они не продают тут кашасу, в чистом виде, только кайпиринью*****, а это совсем не то. Но вот - специально для русских гостей!". Приятно быть такими исключительными гостями, что даже бармен пошел на то чтобы наливать из-под полы. "Тут по 100 грамм на каждого, я пасс," - в качестве тоста объявил он и уставился на нас ожидая сморщенного лица. Совершенно, кстати, обоснованное ожидание: это была теплая, обжигающая с ярким, похожим на текилу вкусом жижа. Однако мы с Таррассом уже давно договорились о том, что будем эксплуатировать все топовые стереотипы о русских: "Пьется как вода!" - через сморщившееся от ущерба нутро и непоколебимую внешнюю радость воскликнул я, при этом думая как бы избежать конфуза и проглотить подкатывающую ко рту рвоту. В общем это были последние сформулированные мысли в ту ночь, мы вновь покатились навстречу расслабляющему ямайскому бурчанию.



Central acordando. Luiz Ricardo Duarte's photo
Я включился в сознание, отклеивая лицо от бокового стекла в стремительно летящей по ночному Рио такси. Я обернулся назад там плечо к плечу сидели Таррасс и Вендел, укрывающего другой рукой дремлющую подругу. Я вернулся голову в исходное положение и принялся наблюдать за светящимися огоньками фонарей и светофоров. Это завораживало и забавляло меня, и наверное только лишь, таксист, к примеру, игнорировал половину светящих нам красным сигналов, что я отметил даже будучи в таком блаженном состоянии. Сначала, где-то во Flamengo мы высадили Вендела с подругой, а потом начало рассветать. Таксист старался дотянуть до чаевых и подвез прямо к лестнице в кондо, и, наверное, будь у нас хоть сколько -нибудь сверху, он бы получил их, а так только то, что было на счетчике - R$ 30. Вытаскивая деньги из передних карманов джинсовых шорт, я пролил целый бокал пива прямо на кресло на котором сидел. И у меня и у водителя был очевидный вопрос на лице: "Откуда у меня взялся целый бокал пива в руке?" - хотя допускаю, что у него был другой.
táxi à noite no Rio


Я снял только шорты, причем прямо через сандали, и с высоты почти 2 метров рухнул на кровать. Крикнул Таррассу: "Это было кру-у-у-уто!!" - и быстро уснул.
__________________________________________________________
R.R.R* (англ. Real Rio Reggae) - настоящее кариокское регги;
** Ai Se Eu Te Pego(Nossa) (порт.) - Ох, если я украду тебя (о, Боги!)
*** Na balada (потр.) - на вечеринке
**** Кашаса (порт. cachaça) — национальный бразильский алкогольный напиток (крепость 39-40 градусов), получаемый путём дистилляции экстракта сахарного тростника;
***** Кайпиринья  (порт. Caipirinha) — популярный бразильский алкогольный коктейль, который готовится из кашасы, лайма, льда и тростникового сахара.

(ССЫЛКА на флеш-моб, посвященный дню São Sebastião)