понедельник, 20 февраля 2012 г.

13 января 2012
Рио-де-Жанейро, Бразилия
                           


A próxima estaçãé Cinelândia*

***
Никто из нас не воспринял вчерашнюю неудачу как фатальность, а ещё один день в хостеле как трагедию. У нас было ещё много неизведанных возможностей: незатронутых объявлений, правда с ценами на порядок выше, не посещенных агентств недвижимости, где только и грезят, как бы впихнуть каким-нибудь простодушным туристам апартаменты стоимостью в три раза выше рыночной, ну и традиционный бразильский метод «резидентов улиц». Для этого нужна только коробка, чтобы постелить под себя и другая, чтобы укрыться сверху, а подыскать место по-спокойнее, чтобы высыпаться, это проще простого - вон тот спит прямо на ступеньках лестницы, ведущей в "фавелово" царство. 

По мимо, у нас ещё и, оставленная "прозапас" - Homestay Program, предлагаемая волонтерами школы, в которой мы забронировали курсы португальского. Суть программы заключается в том, что параллельно тому как Вы учите язык в школе, Вы учите его и в семье в качестве внеклассного факультатива: общаясь, к примеру, с сеньором Серхиу Мартинез Феррейру, когда он прибивает плинтус в зале: "а почему у Вас такие густые усы?", или его женой, принимая участие в приготовление ужина "а зачем Вы добавляете свиные уши в фейжуаду?**", или со всей семьей вместе, обсуждая подробности последней серии телевизионной новеллы "как может быть Эмануэла беременна, если ей всего четырнадцать?". Условия таковы, что в такой бразильской семье не станут гнушаться ничем, так что за оговоренное количество реалов, они и за продуктами Вам сходят, и постирают,  и, думаю, даже колыбельную хором споют - вообщем все, чтобы потом вписать Ваше имя в графу "доход"  налоговой декларации. 

Этот вариант, к слову, мы могли обеспечить себе ещё будучи дома, но мы решили "сэкономить". Порядок вступления в программу прост: вы заполняете заявку где высказываете свои пожелания о предполагаемой семье, а волонтеры исходя из этих пожеланий Вам ее подыскивают. За "наводку" они берут свои «символические» волонтерские R$ 400, а дальше Вы расплачиваетесь с семьей - это ещё R$ 700-2000, в зависимости от выбранных опций. Все расчеты производятся на одного студента: выходит дорого, но, приезжающие сюда американцы и европейцы обычно слишком избалованы комфортом, чтобы спать на лестнице под коробкой. Мы, в свою очередь, ещё полны надежд и уверенности, чтобы прибегать в этому варианту и продолжаем "экономить".

entrada na estação do metrô
После очередной порции респондов, заново сочиненного сообщения о двух все ещё алкающих переехать в отдельные апартаменты грингос, мы наметили экскурсию в Centro и Lapa.  И под девизом: "мы тут уже все знаем", двигаемся прямо по направлению к ближайшей и единственной в Ипанеме, станции метро General Osorio. Мы идем настолько уверенно, что туристы, которые прибыли только сегодня наверняка признают в нас настоящих "кариокас дa жема"***, а перед местными  нас выдают только светлые волосы и кожа, красные обгорелые лбы и обугленные носы. И вот, что мне вновь кажется странным сейчас: мы снова не нанесли никакой защиты на кожу, просто совместно утвердили правило: "ходить по теньку". Честно, я не идиот, у меня даже грамоты и дипломы разные со школы есть, которые я храню, дабы убеждать людей в этом, но вот из-за таких решений у меня самого закрадываются некоторые сомнения на этот счет.

Прежде чем ехать в Сентру, нужно было по дороге посмотреть ещё несколько хостелов. Ввиду того, что надвигались выходные, и чувствовалось, что вопрос с нашим постоянным жильем решится, скорее всего, только на следующей неделе, нам ничего не оставалось как попытаться "сэкономить". В этой попытке мы обошли 4 места: в первом нам зарядили цену в 1,5 раза выше, чем  в Crab hostel, во втором не было мест, но можно было спать, к примеру, на полу или стоя, в третьем безапелляционно не было мест, даже на полу, а в четвертом банально не говорят по-английски. Вот так за час мы уложились с нашей попыткой сэкономить.

Кстати, о слове «сэкономить» - сберечь что-либо, не растрачивать попусту. Признаюсь, что у меня всегда есть стремление сэкономить, но на сколько же сложное это понятие, сколько имеет рядом витающих пороков: скупость, жлобство, малодушие и мелочность. Тем более мелочность, учитывая, что вся жизнь и состоит из всякого рода мелочей, пустяков и глупостей: именно их мы запоминаем, их смакуем,  и наслаждаемся ими.  Обычно, когда мне необходимо принять какое-нибудь решение, я использую один принцип, который позаимствовал ещё из курса эконометрики. Суть которого заключается в составлении функции, включающей множество факторов, с последующим ее решением. К примеру, перед нами холостяк, которому каждое утро приходится готовить себе завтрак, представим эту ситуацию в виде формулы: 


Y=X1+X2+2X3+X4,

 где X1 - сложность приготовления или ваше физическое состояние;
     X2 - количество персон, для которых готовится завтрак;
     X3 - наличие и стоимость продуктов (2 шт.);
     X4 - время, затрачиваемое на приготовление;
  а  Y  - искомое значение, что именно приготовить. 

Функция, заданная в условиях вялого физического состояния, отсутствия времени и наличия в холодильнике двух яиц - не требует трансформации в матрицу, чтобы получить ответ, что на завтрак будет омлет. И, скорее всего пригорелый, потому что мы учли не все факторы: он только неделю назад съехал от мамы, и ему нужно было погладить брюки.
Вот и в своем стремлении "сэкономить" я тоже не учел ряд факторов: что бразильцы не говорят на английском, а я на португальском, и, что бразильцы ведут размеренный образ жизни, а я думал, что сиеста**** давно перемолота в муку времени жерновами глобализации.

Teatro Municipal. Luiz Ricardo Duarte's photo
Как бы то ни было, мы уже прибыли на станцию Cinelândia, выходя мы оба ахнули в голос: "Мы в Америке! Мы спустились в метро в Ипанеме, а вышли где-то в центре Филадельфии, прямо на пересечении улиц Броуд и Маркет - просто невероятно!". Во главе всего этого стоит "его Изящество" - Teatro Municipal*****. Само здание, построенное в 1909 г.,  навивает схожие с Opéra de Paris мотивы и представляет собой образец архитектурного боз-ара - своего рода фьюжн традиций итальянского ренессанса и французского барокко:

- Яркий пример эклектики в архитектуре, - важно заявил Таррасс.
- Ага, - подстать ему ответил я.

Centro. Luiz Ricardo Duarte's photo
Вокруг много людей в строгих деловых костюмах с картонными стаканами кофе  и телефонами, беспорядочно перебегающими улицы вне зоны действия светофоров. Это определенно Филадельфия, в моей памяти только Down Town этого города сочетает в себе историю и прогресс: где "седые" здания соседствуют с небоскребами, подпирающими облака. Вообще, Down Town, исключительно деловой район, не имеющий для туристов особой ценности, ну если это не Нью-Йорк, конечно. Но меня, как человека со средней Волги, где основные единицы   застройки - серые блочные коробки с «пестрозастекленными» лоджиями, просто очаровывают высокие здания из стекла и бетона. А ещё у меня всегда была детская мечта иметь в таком здании свой собственный офис, настолько огромный, чтобы можно было играть в гольф, пока отчитываешь директора по маркетингу за низкие показатели продаж. 
Centro. Luiz Ricardo Duarte's photo
Ещё одно напоминание о США, это длинная очередь возле здания с большими вылитыми из металла буквами: Estados Unidos Consulate General******. Очередь точь-в-точь как в Москве, это видимо отличительная черта американских посольств и консульств по всему миру. Ну хорошо будем  иметь ввиду где это, может ещё пригодится…

Centro. Luiz Ricardo Duarte's photo
Теперь мы шли в направлении Лапы - центра ночной жизни Рио-де-Жанейро, и чем ближе мы подходили, тем темнее и гуще становились краски у этой картины: появлялись из ниоткуда возникшие свалки мусора, валяющиеся по среди улиц бездомные, а вокруг какие-то ободранные вурдалаки, прячущиеся в тени близлежащих домов, и, скалившиеся оттуда словно волки на свежее туристическое мясо.
Arcos da Lapa. Luiz Ricardo Duarte's photo 
Мы остановились прямо перед арками Лапы, не решаясь войти внутрь: возможно ночью здесь и царит праздник, но вот при свете солнца, это все выглядит весьма мрачно. Ни так давно по этим аркам ходил трамвайчик "Санта Тереза" - одно из самых популярных туристических развлечений. В августе 2011 г. этот вагончик с пассажирами упал прямо с высоты этих арок (15 метров). Вместо оказания первой медицинской помощи, жители близлежащих трущоб попросту обворовывали истекающих кровью или находящихся без сознания людей. Тогда, по официальным данным, погибло 5 и пострадало 53 человека. Вот такая бразильская реалия.

- Мне не приятно тут, идем к пристани, - сказал я Таррассу. 

Мы прошли мимо ещё одного стоящего объекта в Сентру – Старый Кафедральный Собор Рио-де-Жанейро. Таррасс решил осмотреть его изнутри, а я несколько испугавшись его монументальности, решил остаться снаружи. Это тоже отголосок из детства - моя боязнь церквей. В ортодоксальном христианстве существуют суровые правила поведения в подобного рода местах: пальцы держать так и креститься в такт, не разговаривать ни с кем, не смеяться - не улыбаться, стоять прямо - не болтаться. За несоблюдение свода правил Вы будете обруганы молвой, а если откажетесь купить свечей или пожертвовать, то главная бабка-заговорщица в расписном платке с Батюшкиного благословения наведет на Вас порчу. В последнее время мне удавалось подавлять в себе эти страхи и заходить внутрь некоторых небольших костёлов, посмотреть на внутреннее убранство, но для этого собора я не достаточно настроился и мы договорились встретиться у пристани.

Я прошел мимо памятника General Manoel Luís Osorio, сделал несколько его фотографий с различных ракурсов, меня все ещё очень впечатляло то, как на фоне небоскреба может стоять императорский дворец и памятник военачальнику середины XIX века. Только я оставил в покое генерала, как меня догнал Таррасс.

- Что, закрыто? – спросил я его.
- Ага, - кивнул он головой.

Все-таки, мы дошли до пристани, оттуда открывался отличный вид на прилегающие к городу острова. Наслаждаться видом длительное время мешала ноющая усталость, подкрепляемая палящим солнцем:

- Все, хватит на сегодня - поехали домой.

В метро, я погрузился в мысли о том, как сильно на меня действуют  американские воспоминания, что с тех пор как я побывал там всегда провожу параллели между американской и любой другой реальностью в которой я оказываюсь. Находя точки пересечения этих реальностей, стараюсь окунуться в самую глубь ностальгических ощущений, занимаясь самообманом и нарочно приписывая чему-то схожему свои любимые черты. 


Завтра, кстати, первый выходной, а с понедельника мы идем в школу, тогда, видимо, и решим вопрос с жильем.
__________________________________________________________
A próxima estaçãé Cinelândia (порт.) - следующая остановка станция Синеландия.
** Фейжоа́да (порт. feijoada, от feijão — фасоль) — традиционное для португалоязычных стран блюдо из фасоли, мясных продуктов и фарофы (маниоковой муки).
*** Carioca da Gema (порт.) – дословно, кариока до желтка яйца, коренной житель Рио-де-Жанейро.
**** Сиеста (исп. Siesta) — послеобеденный отдых, являющийся общей традицией некоторых стран, особенно с жарким климатом.
***** Teatro Municipal (порт.) – Муниципальный Театр Рио-де-Жанейро 
****** Estados Unidos Consulate General (порт.) – Генеральное консульство США

Комментариев нет:

Отправить комментарий